Арсенал
Венеция, постоянная участница крестовых походов, остро нуждалась в оснащенных боевых кораблях. Для этой цели уже в 1104 году в Венеции было основано предприятие, которое могло бы одновременно строить и оснащать боевые суда, предприятие состояло из целого ряда мастерских, таких как судоверфи, кузницы, оружейные склады и многих других, необходимых для выполнения тех или иных работ.
Арсенал был оснащен одновременно и морскими и сухопутными воротами для судов, кроме этого большая часть территории была занята складами с корабельным лесом, пенькой, а также оружейными складами. На крытых судоверфях могло одновременно изготавливаться или ремонтироваться 20 галер, длина которых достигала 40 метров.
Уже в 1326 году, во время войны с Генуей потребовалось строительство Нового арсенала, который был рассчитан на одновременное размещение уже восьмидесяти галер. В те времена Новый арсенал стал крупнейшим судостроительным предприятием средневековой Европы. Позднее там же стали изготавливать паруса и такелаж, в отдельных мастерских отливались пушки и изготавливался порох.
Строительство Третьего или Новейшего арсенала был начато в 1473 году и продолжалось вплоть до 1570 года. Технические возможности Новейшего арсенала были рассчитаны на строительство судов длиной до пятидесяти метров, и позволяли изготавливать суда не только для потреб Венеции, но и на заказ.
Специальная стража охраняла и патрулировала кирпичную стену длина которой почти 3-х километра. Чтобы произвести впечатление на Короля Франции Генриха III, Альвизе Мочениго отдал команду изготовить боевую галеру за то время, пока будет продолжаться королевский завтрак, работники Арсенала великолепно справились с этой задачей.
В 1509 году Арсенал играл градообразующую роль Венеции, Сенат назвал его «Сердцем государства Венеция». Более трех тысяч рабочих Арсенала, были достаточно привилегированны, имели множество прав и льгот. Территория Арсенала была окружена трехкилометровой, почти крепостной стеной, и охранялась специально подготовленной стражей.
В «Божественной комедии» Данте Алигьери в части «Ад» Венецианскому Арсеналу посвящена вся 21 песнь. Сегодня эти строки выбиты на мраморной доске возле главного входа в Арсенал.
Современный Арсенал это собственность флота Италии, режимный объект, внутрь которого посетители не допускаются. Однако, скульптуры, украшающие здание с 1687 года, холл здания свободны для доступа. Кроме этого с деревянного моста можно осмотреть средневековые верфи, сохранившиеся до нашего времени.
Внимание посетителей привлекает расположенный в здании Арсенала Морской исторический музей Венеции. Залы первого этажа посвящены фортам и артиллерии Венецианской республики, на втором этаже морские карты XVII века, шелковый флаг Морозини, копии знаменитейших венецианских кораблей. Бронзовый колокол, находящийся здесь же, в течение веков возвещал о начале и конце рабочей смены в Арсенале.
Адрес музея
Arsenale di Venezia Spa — San Marco 180/c — 30124 Venezia
Время работы музея
понедельник-пятница 9:00 – 13:00,
суббота 9:00 – 12:00
воскресенье: выходной
Вапоретто : маршрут № 41/42 через Сан-Пьетро.
Входной билет € 1.55,
для школьников – бесплатно.